Я очень люблю "Остров Льюис". Перечитав еще раз, задумалась, за что. Внятного ответа у меня не нашлось. Совершенно элементарный сюжет, помещающийся в одно предложение: "Снейпу и Гарри нужно похоронить Темного Лорда в определенном месте определенным образом" и детскую страшилку - "гроб на колесиках". Кажется, с того момента как Гарри собственноручно сколачивает кривобокий гроб для Темного Лорда, а Снейп прибивает к нему колесики, к этой истории невозможно относиться серьезно. Балаган да и только!
Не только. Если честно, внешний сюжет всегда скользил мимо меня и приходилось прилагать немалые усилия, чтобы как-то зацепиться за эту "основу", на которую нанизаны вещи намного более серьезные и важные. Для меня это фик прежде всего о человеческих отношениях, коммуникативных удачах и неудачах, одиночестве и дружбе. Как и в каноне, все события даны глазами Гарри. Впрочем, это уже не канонный Поттер: он увереннее, наглее, взрослее, циничнее и у него вполне черный юмор, не хуже снейповского. И главное для него во всей этой истории вовсе не похороны Лорда (надо сказать, фиковый Поттер к нему практически равнодушен, исходной ненависти и отвращения нет и в помине), а отношения со Снейпом, эволюционирующие от злости и раздражения к любопытству, желанию понять и даже понравиться, а потом и привязанности. Все эти мельчайшие детали, оттенки поведения Снейпа, пойманные Гарри (заговорил/не заговорил, улыбнулся/не улыбнулся, захромал, устал), потребность в одобрении, даже ревность к Малфою напоминают о том, про что часто забывают фикрайтеры - Гарри бесконечно одинок, поэтому истинный смысл его путешествия - поиск тепла, близкого человека, отца, брата, друга, учителя. Именно из-за внутреннего, "подводного" сюжета действие замедляется и петляет, ему в конечном итоге подчинен и композиционный строй фика. Возможно, Лорда удалось бы закопать и быстрее, но нельзя быстрее прийти к сцене в лесу, когда Гарри понимает, что не может бросить Снейпа. Комическое начало - ходячий Лорд, гроб на колесиках, фигура Малфоя - прекрасно оттеняет серьезную часть и дает читателю передохнуть, когда сердце начинает щемить слишком сильно.
Снейп как повествователь тоже присутствует в фике, но в значительно меньшем объеме: его глазами мы видим один и тот же повторяющийся кошмарный сон: Поттер целится в него из пистолета и потом стреляет. С моей точки зрения, очень лаконичное и точное описание и объяснение отношения самого Снейпа к Поттеру: страх, отвращение, тоска, усталость, смирение. Поттер неизбежен, словно смерть, и поэтому отчетливо неприятен Снейпу. Но раз за разом переживая один и тот же кошмар, профессор проходит свой путь навстречу врагу.
Есть, впрочем, у меня и другое ощущение, что сон - "темное" пятно, не предназначенное для дешифровки или не поддающееся ей. Это вообще особенность многих фиков автора - эдакий "черный квадрат" в сюжете, загадка, которую либо нельзя разгадать, либо очень трудно, либо просто не стоит. Напоминает мне моего любимого БГ - вроде понятно. Но вот то ли мне понятно, что надо?