Инфо: прочитай!
PDA-версия
Новости
Колонка редактора
Сказочники
Сказки про Г.Поттера
Сказки обо всем
Сказочные рисунки
Сказочное видео
Сказочные пaры
Сказочный поиск
Бета-сервис
Одну простую Сказку
Сказочные рецензии
В гостях у "Сказок.."
ТОП 10
Стонарики/драбблы
Конкурсы/вызовы
Канон: факты
Все о фиках
В помощь автору
Анекдоты [RSS]
Перловка
Ссылки и Партнеры
События фэндома
"Зеленый форум"
"Сказочное Кафе"
"Mythomania"
"Лаборатория..."
Хочешь добавить новый фик?

Улыбнись!

Косолапус настолько суров, что позволяет Гермионе спать на кровати - но только с края.

Список фандомов

Гарри Поттер[18346]
Оригинальные произведения[1185]
Шерлок Холмс[712]
Сверхъестественное[451]
Блич[260]
Звездный Путь[249]
Мерлин[226]
Робин Гуд[217]
Доктор Кто?[210]
Место преступления[186]
Учитель-мафиози Реборн![182]
Белый крест[177]
Произведения Дж. Р. Р. Толкина[171]
Место преступления: Майами[156]
Звездные войны[131]
Звездные врата: Атлантида[120]
Нелюбимый[119]
Темный дворецкий[102]
Произведения А. и Б. Стругацких[102]



Список вызовов и конкурсов

Фандомная Битва - 2017[8]
Winter Temporary Fandom Combat 2017[27]
Фандомная Битва - 2016[26]
Winter Temporary Fandom Combat 2016[46]
Фандомный Гамак - 2015[4]
Британский флаг - 8[4]
Фандомная Битва - 2015[49]
Фандомная Битва - 2014[17]
I Believe - 2015[5]
Байки Жуткой Тыквы[1]
Следствие ведут...[0]



Немного статистики

На сайте:
- 12468 авторов
- 26845 фиков
- 8427 анекдотов
- 17324 перлов
- 642 драбблов

с 1.01.2004




Сказки...


Рецензия на фики Tasha911: Законы непредсказуемого

Автор: Хельга
Ссылка на фик: http://www.snapetales.com/index.php?fic_id=578
Согласие автора на выкладку рецензии получено.
Разумеется, каждый фик, как, собственно, любое порождение разума и пера, рождает особые впечатления и ощущения, из которых и складывается наше мнение. И, читая фики одного автора, ухватываешь в этом мелькающем калейдоскопе собственных ассоциаций и аллюзий нечто постоянное, рефреном проходящее в каждой новой работе. Вот об этом и хотелось бы поговорить. О стиле, о подчерке, об изюминке, в конце концов.

Почему-то по отношению к Ташиным фикам постоянно напрашиваются танцевальные ассоциации. Хоровод героев, смена танцевального рисунка, смена партнера и новый ритм. Первый фик, с которого началось мое знакомство с Ташей – это «Остров отверженных». Типичный менуэт, в котором герои исполняют сложные па и встречаются друг с другом, проходя множество немыслимых перестановок и комбинаций. Первая часть – искренняя драма, вторая часть – экшн с элементами мелодрамы, и третья часть – боевик с примесью шекспировского трагизма, причем и то, и другое соблюдено в верной пропорции.

Когда читатель раз за разом проходит круг с вопросом «кто» или «как», неизбежно наступает момент, когда осознаешь, что бесконечные любовные и сюжетные повороты в результате ведут к остановке, установлению баланса.

Даже если бы в Ташиных фиках не было бы иных достоинств, ее работы выделялись бы одним только мастерством поворота, перипетии. Так что есть перипетия, и какова структура этого приема?

Каждый из героев любого фика имеет перед собой некую цель, желание. И эти мечты и желания, вполне общие и понятные, не позволяют вывести их за пределы круга близких нам человеческих чувств и страстей. Арсенал поведенческих реакций, используемый автором для разрешения и создания весьма щекотливых ситуаций, в которых они постоянно оказываются, также вполне привычен. Другое дело, что ситуаций этих для нескольких героев и сравнительно небольшого времени повествования необычайно много.


Много ли? Давайте забудем, что перед нами не наши знакомые и родственники, а персонажи книги, погруженные в фантазийную реальность. Сама по себе литература предполагает искажение жизненных законов, что уж говорить о вымысле в квадрате, «усугубляющем» одну фантазию другой?

Время и действие Ташиных фиков стремительно и рвано, внешнее спокойствие любовных сцен в мгновение ока сменяется погонями, ссорами, неожиданными обстоятельствами и скелетами в шкафах. Критерии «своевременно» и «последовательно» работают в жизни, а в литературе своя логика, свои законы, в том числе и законы жанра.

Ясно, что если бы вместо Снейпа в «Острове» был бы другой персонаж, то и гибель Радомилы не была бы оправданной, да собственно, не была бы даже понятной. Однако аудитория породила образ – и герой этому образу соответствует. Потому поведение Снейпа, героя почти всех Ташиных фиков, продиктовано сюжетной целесообразностью. Собственно, это одно из правил литературы, которое мы учитываем. Хотя, как читатели, можем и не знать о его существовании.

Совпадение или несовпадение поведения персонажа с вовлеченной в сопереживание читательской реакцией «я бы на его/ее месте» может определять жанровую природу фанфика. Есть произведения, где сюжет позволяет читателю постоянно восхищаться реакциями героя и таким образом утверждать - «вот и я бы так поступил». Фики Таши явно не из их числа. Есть не менее дидактичные, хотя с точки зрения сюжета построенные по противоположному принципу — «я на его/ее месте поступил бы иначе». К такой категории я отнесла бы «А кто сказал, что будет просто?», когда логика поведения персонажа оставляет нам возможность праведно негодовать и думать, что, мол «вот я никогда…». Но линия сюжета, как сама жизнь, непредсказуема, и заставляет оценить и принять многоплановость повествования и полифонию характеров, при этом почти всего оставляя место открытому финалу, некоему «а что было бы, если бы…»

Как автор добивается этого результата? По идее, фабула незамысловата. Некий Х в состоянии потерянности (Гермиона в «Острове», Гарри в «А кто сказал…?» и «Маятнике»). Тут на сцене появляется всем известный Он. Он - герой во всех отношениях достойный, но его реакция не однозначна; X пытается интерпретировать то, что ему кажется равнодушием (холодностью), враждебностью, и ошибается, в результате они разлучены (эмоционально разделены). Х страдает, но обстоятельства, порой случайные, решают положительно главный вопрос: «Любит или не любит?», что успешно подтверждается Их сближением; Х находит Его, Он находит себя.

Подобная схема – классическая схема romance – предполагает преодоление некоей трудности (трудностей) для достижения счастливого финала.

Вроде бы все ясно, и наперед известно. Так в чем же know-how автора? Как мне кажется, в том, что повествование строится на отождествлении себя с главным героем, тем самым Х. Автор не дает нам множественных коннотаций мироощущения, и мы следуем логике повествователя, того, чьими глазами видится мир конкретного фика. Потому мы предопределены соглашаться с той интерпретацией поступков и слов героя, которая по закону жанра обязательно приводит к препятствию.

Это же препятствие очень скоро порождает и конфликт между читателем и героем Х. Механизм, вызывающий этот конфликт, очень прост: согласиться с Х - значит лишить героя счастливой развязки, а себя удовольствия от чтения, так как выбранная Х линия поведения не предполагает скорого счастья.

Вот тут-то и наступает тот самый поворот, о котором говорилось выше – несовпадение персонажа с читательской реакцией. И именно это несовпадение и цепляет. Оба героя – и Х, и Он выпадают из предначертанной им нами мысленно судьбы и начинают собственное существование без оглядки на читательское мнение. Тут-то, кстати, кроется причина еще одного, очень успешного Ташиного приема. Выводя героев за рамки ожидаемой нами роулинговской повседневности, Таша не боится вписывать их в мир иных отношений, наполненный самыми разнообразными людьми – мерзавцами, благородными подлецами и подлыми святошами. Мир героев не ограничивается стенами Хогвартса, автор отправляет их куда вздумается, и всюду они «ко двору» и к месту.

Собственно, Таша (вольно или невольно) угадывает основную тенденцию современного художественного сознания – тягу к игре. Чем более «опытен» читатель, тем больше у него аллюзий и вариантов развития сюжета. Автор, смеясь, подбрасывает в текст шуточки и зацепки, которые на полном серьезе воспринимаются как подсказка. Однако Драко и Гермиона в одной постели вовсе не признак того, что в конце фика мы скажем им «совет да любовь», а Гарри в золотых шортиках не означает, что нас ожидает вольный пересказ Кама-Сутры.

Скорее наоборот – чем сильнее убеждает нас автор в чем-то, тем более начеку надо быть читателю. Пошлый фарс сменяется драмой, а каноническая любовь не предсказанной никем ненавистью.

«Искусство не боится случайностей», - это слова Айрис Мердок, английской писательницы, тонкие, изысканно интеллектуальные произведения которой хранят за внешней простотой канвы неожиданную глубину проработки характеров всех персонажей и запоминающуюся сюжетную линию.

Если бы Таша не была бы уже Ташей – этот псевдоним бы ей подошел.


сентябрь 2018  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

август 2018  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

...календарь 2004-2018...
...события фэндома...
...дни рождения...

Запретная секция
Ник:
Пароль:



...регистрация...
...напомнить пароль...

Продолжения
2018.09.18 19:46:23
Не забывай меня [1] (Гарри Поттер)


2018.09.16 05:45:00
Сыграй Цисси для меня [0] ()


2018.09.15 17:08:33
Рау [0] ()


2018.09.13 23:59:17
Отвергнутый рай [15] (Произведения Дж. Р. Р. Толкина)


2018.09.13 10:43:39
Хроники профессора Риддла [583] (Гарри Поттер)


2018.09.11 23:06:13
Потомки великих. Слепая Вера [12] (Гарри Поттер)


2018.09.10 23:07:00
Ящик Пандоры [2] (Гарри Поттер)


2018.09.10 12:56:28
Добрый и щедрый человек [2] (Гарри Поттер)


2018.09.09 14:23:00
Лёд [3] (Произведения Дж. Р. Р. Толкина)


2018.09.07 11:09:44
Охотники [1] (Песнь Льда и Огня, Сверхъестественное)


2018.09.04 20:51:57
Дамблдор [2] (Гарри Поттер)


2018.09.03 22:22:17
Прячься [1] (Гарри Поттер)


2018.09.01 15:22:06
69 оттенков красно-фиолетового [0] (Мстители)


2018.08.31 23:59:52
Моя странная школа [2] (Оригинальные произведения)


2018.08.30 15:14:36
Змееносцы [7] (Гарри Поттер)


2018.08.29 15:09:49
Исповедь темного волшебника [2] (Гарри Поттер, Сверхъестественное)


2018.08.24 12:35:06
Vale et me ama! [0] (Оригинальные произведения)


2018.08.21 16:32:11
Солнце над пропастью [103] (Гарри Поттер)


2018.08.17 17:52:57
Один из нас [3] (Гарри Поттер)


2018.08.14 12:42:57
Песни полночного ворона (сборник стихов) [2] (Оригинальные произведения)


2018.08.12 22:06:53
От Иларии до Вияма. Часть вторая [14] (Оригинальные произведения)


2018.08.09 11:34:05
Вынужденное обязательство [3] (Гарри Поттер)


2018.08.07 23:34:52
Вопрос времени [1] (Гарри Поттер)


2018.08.06 14:00:42
Темная Леди [17] (Гарри Поттер)


2018.08.06 08:40:07
И это все о них [3] (Мстители)


HARRY POTTER, characters, names, and all related indicia are trademarks of Warner Bros. © 2001 and J.K.Rowling.
SNAPETALES © v 9.0 2004-2018, by KAGERO ©.