Мне очень сложно писать отзыв об этом фике. Я уж лучше сразу в этом признаюсь в надежде, что вы меня простите. Он не поддаётся анализу, не позволяет рассказать о себе, потому что каждый факт, упомянутый в тексте, имеет гораздо больше чем два значения...
      Автор Fly Lost, утверждает, что её работа - это просто снарри. Обыкновенный такой фик, один из прочих. И написан он до кучи, чтобы больше было.
      Но на самом деле, это один из лучших снарри, которые я читала.
      За внешней простотой сюжета здесь кроется огромная сложность, которая проступает сквозь простенькую ткань повествования изысканным красивым рисунком. Рисунком мучительным, прихотливым, многослойным.
      Начинается всё вполне обыденно. Война кончилась, Гарри остался в живых и едет доучиваться в Хогвартс, потому что вроде как положено. А в школе всё по-прежнему, и следов войны почти не видно, и учителя те же, и даже Снейп выжил и преподаёт зелья, как в старые добрые времена. И Гарри, естественно, в своего профессора влюбляется.
      Впору хмыкнуть, закрыть фик и поставить диагноз «банальность».
      Но я не думаю, что вы так поступите.
      Прежде всего, вам не позволит это сделать образ Гарри. Он удивительно живой, настоящий. Гарри – растерянный парень, измученный войной, утративший большинство иллюзий, не знающий, как и для чего ему дальше жить, но не испытывающий по этому поводу серьёзных душевных терзаний – всё забивают усталость и апатия. Его даже не волнуют проблемы со здоровьем, поставившие крест на карьере аврора. Не хочется ему быть аврором, ему вообще ничего не хочется… И когда у него происходит внезапный чудовищный выплеск стихийной магии, он даже не понимает, что произошло, ощущая это как пустоту, рвущуюся из него…
      Бегают по потолку учителя, рвёт и мечет Снейп, и там, на заднем плане, кое-кто строит планы и просчитывает ходы, но мы этого пока не знаем, и Гарри – тоже, потому что его сознание занято воспоминанием о том, как помогал ему справится с выплеском удивительный голос когда-то ненавистного… а теперь…
      Теперь?
      А теперь начинается безумие гормонов и половодье чувств, которые сжигают и буквально не дают вздохнуть, сражение с собственным разумом, который твердит «невозможно». Танец с непредсказуемым партнёром, который отвечает откровенным презрением и плохо скрытой ненавистью. И мучительные поиски пути среди ловушек, которые расставляет слабость и желания, и мелкие уступки перед собственной совестью, за которые приходится расплачиваться болью и стыдом… Это дорога в тумане, потому что большинство фактов не просто скрыты – Гарри даже не подозревает об их существовании. И он ошибается. Ошибается снова. И снова. И снова.
      Но ему кажется, что он достиг желанной цели…
      Мы читаем, и перед нами словно идёт непрерывная проявка какой-то странной фотоплёнки – тает один узор, на его месте проступает другой, и мы восклицаем «так вот, где правда!». Но новый узор уже незаметно растворяется, чтобы уступить место следующему, и случайные фразы вдруг обретают глубокий смысл, и ранее известные факты вдруг выворачиваются наизнанку, и нет в этом зыбком мареве ни ориентира, ни фарватера. И неумолимо идёт процесс взросления героя: с кровью и мясом с души сдирается корка подросткового эгоизма и жалости к себе, приходит осознание, что мир не вертится вокруг тебя, и что ты вообще мало на что можешь повлиять, обнажаются глубинные слои личности, и взращивается жестокое умение поступать правильно вопреки слепящей боли, любить, отрицая свои желания, смирять тело и душу, не подчиняясь сладкому яду…
      А попутно мы лишний раз убеждаемся, что чужая душа – потёмки, что власть – лжива по своей сути, что обретение могущества означает, что ты неизбежно будешь обманут и использован...
      И что лучше быть никому неизвестным, скромным работягой, который сражается со своими демонами и захлёбывается тоской в одиночестве, чем весёлым и успешным манекеном, чьё счастье построено на рабстве и боли другого человека.
      И что дружба – это не фальшивое понятие, потому что друзья поддержат и порадуются вместе с тобой, и скажут правду, какой бы страшной она не была, и будут вытаскивать тебя из трясины отчаяния… Если ты им это, конечно, позволишь.
      И что чудеса всё-таки бывают, а для счастья нужно совсем-совсем немного…
     
      «Принцип меньшего зла» написан великолепным, эмоциональным, образным языком. Вы буквально услышите мысли Гарри, захлёбывающийся, рваный ритм его дыхания, вы будете тонуть и выплывать, вместе с ним учиться ходить и дышать, раз за разом слетая с катушек. Вы будете очарованы его язвительным юмором, которому он научился не иначе как у Снейпа. Вы впитаете в себя невыносимо-жестокие в свой точности реплики мастера зелий, богатейшую палитру его интонаций, его мудрые замечания и хлёсткий сарказм…
     
      Об этом фике можно говорить ещё много, страстно и не по делу. Его можно растаскивать на цитаты, примерять к собственной жизни, над ним можно плакать и смеяться, захлёбываться эмоциями – о, этого у вас будет через край! – и думать…
      И спустя время возвращаться к нему снова и снова.