Инфо: прочитай!
PDA-версия
Новости
Колонка редактора
Сказочники
Сказки про Г.Поттера
Сказки обо всем
Сказочные рисунки
Сказочное видео
Сказочные пaры
Сказочный поиск
Бета-сервис
Одну простую Сказку
Сказочные рецензии
В гостях у "Сказок.."
ТОП 10
Стонарики/драбблы
Конкурсы/вызовы
Канон: факты
Все о фиках
В помощь автору
Анекдоты [RSS]
Перловка
Гостевая
Ссылки и Партнеры
События фэндома
"Зеленый форум"
"Сказочное Кафе"
"Mythomania"
"Лаборатория..."
Хочешь добавить новый фик?

Улыбнись!

Практически нарсилюц (с)баша:

Иногда мне кажется, что твой павлиний хвост всё-таки перевешивает твою многомудрую голову. И только это обеспечивает тебе прямохождение.

Список фандомов

Гарри Поттер[18139]
Оригинальные произведения[1122]
Шерлок Холмс[680]
Сверхъестественное[429]
Блич[260]
Звездный Путь[237]
Мерлин[225]
Робин Гуд[213]
Доктор Кто?[204]
Место преступления[186]
Белый крест[177]
Учитель-мафиози Реборн![172]
Произведения Дж. Р. Р. Толкина[164]
Место преступления: Майами[156]
Звездные войны[129]
Звездные врата: Атлантида[119]
Нелюбимый[119]
Произведения А. и Б. Стругацких[102]



Список вызовов и конкурсов

Фандомная Битва - 2016[22]
Winter Temporary Fandom Combat 2016[45]
Фандомный Гамак - 2015[4]
Британский флаг - 8[4]
Фандомная Битва - 2015[48]
Фандомная Битва - 2014[15]
I Believe - 2015[5]
Байки Жуткой Тыквы[1]
Следствие ведут...[0]
Still Life[7]
Winter Temporary Fandom Combat 2015[110]



Немного статистики

На сайте:
- 12185 авторов
- 26681 фиков
- 8299 анекдотов
- 16846 перлов
- 635 драбблов

с 1.01.2004




Сказки...


Отзыв на фик Fly “Сфера разрушения”

Автор: tiger_black
Ссылка на фик: www.fanrus.com/view_fic.php?id=345&o=r
Согласие автора на выкладку рецензии получено.
Я не умею писать рецензии, я просто рассказываю о том, что увидела и чего не увидела в прочитанном.
“Сфера” – очень важный для меня фик по двум причинам. Во-первых, на момент его прочтения к слэшу я относилась, мягко говоря, с настороженным удивлением; во-вторых, в этом фике просто-напросто не мои персонажи. То есть зацепить было нечем.
Кроме четырех слов в шапке.
Театр начинается с вешалки, а фик – с шапки, ага.
Первое в этом фике, мимо чего совершенно невозможно пройти, – еще до начала, – это строчка саммари: “О любви и свободе”.
Не скажу, чтобы мне никогда больше не встречалось такого же идеального саммари, но это – было первым.
Два слова о фике (не считая служебных), и в этом – весь фик. В двух словах, да. И поверьте, это очень много.


“Сфера разрушения” – это повесть, в которой каждый увидит свое; а увидеть в ней можно очень разное. Может быть, не все из увиденного автор сознательно вкладывал в текст, но сделал главное: дал возможность это разное оттуда извлечь.


О разном

“Сфера разрушения” – повесть о:

- Человечности.
- Свободе – физической; свободе выбора, убеждений, действий. И о плате за все перечисленное.
- Ответственности – за тех, кого приручают (Гарри и Драко). За тех, кого подставили… пусть и невольно (Драко и Рон). За Гарри – такого, каким он стал.
- А еще этот фик – об обязательствах; о том, как они создаются. О привязанностях. Об узах. Этим фик Fly напоминает произведения Сент-Экзюпери. Рон нужен Драко – отсюда логично следуют все действия Рона. А потом – наоборот. Быть нужным друг другу – сначала на одном уровне, потом...

А еще – она о любви.


О любви

Слэш или не слэш – но любовь из этого текста точно не выкинуть. И вот почему.
Рассказанная история – это история трех героев.
Неклассический треугольник. В котором пары контрастно противопоставлены по двум основаниям: состоявшееся – не состоявшееся и свободное – не свободное.


Линия Драко – Гарри – это не свободное и не состоявшееся. Связь не обязательная, но прямая. Кармен все помним?
Колода и впрямь тасуется причудливо. У этого же автора есть великолепный, написанный в соавторстве фик, “Апрель”, в котором реализуется та же мысль: любовь – дитя свободы. А у второго соавтора “Апреля” совсем недавно и по другому фандому – “Кармен-сюита”.

“Как же все-таки смешно!” (с) Ло.

Любовь в “Сфере” – точно родник, пробивающийся из-под земли. Кажется, что в начале фика ее нет вообще – там есть победители и побежденный. Трофей. А трофеи не столько любят, сколько ими похваляются. Их демонстрируют.
Малфой, вытащенный из Азкабана... Вряд ли это было легко – с учетом конфискации имущества, лишения магии и того, что Гарри явно пустил в ход служебное положение и связи. Односторонняя любовь, пульсирующая, как в лихорадке, лишь изредка прорывающаяся в тексте, но настоящая (“Вот с одного из таких мероприятий он и сорвался, как безумный...”, “Гарри мотался к нему почти каждый день...” – в течение нескольких месяцев, между прочим). А вот противостояние – взаимно и очевидно, и не на жизнь, а на смерть, вплоть до побоев, содержания под домашним арестом, с одной стороны, и наркотиков, алкоголизма и прямого суицида, с другой.
Так больно читать о Гарри, который срывается с приема, почти каждый день пропадает в больнице, – и о Драко, которому это не нужно!
А вот Рон и Драко – оба – оставляют друг другу пути для отступления. Между ними нет принуждения… и притяжение возникает вполне логично. Даже если бы не было всего остального: загадочного поведения Рона, Малфоевской благодарности и фактически долга жизни...
Бумеранги, как правило, возвращаются.
Драко – трофей, военная добыча, и отношение к нему Гарри, в частности, вытекает отсюда. Из недавней войны. Гарри таскает его за собой, как таскал бы Орден Мерлина на парадной мантии. Только орден цепляют, не спрашивая, а человека можно бы и спросить. И еще: орден не огрызается и не пытается всеми силами отцепиться.
Отношения между Гарри и Драко – это отношения собственности, проиллюстрированные одной-единственной фразой: “До сих пор помню шокированный взгляд медиведьмы в регистратуре – как будто я попытался получить чужую мантию в гардеробе…”
Заодно становится ясно, что эти отношения – ни для кого не секрет.
И – что самое страшное – никто не воспринимает их, как что-то непозволительное, выходящее из ряда вон.
С проигравшими можно все? Все можно – победителям? Победителю?
Или – любовь все оправдает и спишет? Та самая великая сила?
Поттер не любит Малфоя – он болеет им. Тяжело. Страшно. Убийственно. Не оставляя пространства для взаимности. Не замечая, что его любовь – удушает. Отметая в сторону тот факт, что у партнера (хотя какой там Малфой партнер?) тоже есть права; а первое и естественное среди прочих – это право сказать “нет”.
Впрочем, Малфой Поттеру в самом деле необходим. Он, как это ни странно, – опора Гарри, ибо “опираться можно только на то, что оказывает сопротивление” – а в этом смысле на Малфоя можно положиться. До тех пор, пока не сломается.
Линия Драко – Гарри – это “насильно мил не будешь”. “Мы преодолели” – не обманывает ни на мгновение. “Преодолел” – Гарри, а проще и честнее – сломал. Еще точнее – чуть не сломал. Чувство Гарри собственническое не в том даже смысле, что он хочет Малфою зла, а в том, что хочет блага – как сам его понимает. Он говорит “мы” – не заботясь о том, что думает на этот счет Малфой. Он не хочет или не может сделать нужного шага в верном направлении.

Нужный шаг делает Рон.
Рон смотрит со стороны и поэтому видит лучше. Он видит, что война, закончившаяся для всех, продолжается для этих двоих. Что Драко обороняется и что сил ему уже не хватает. Что им нужно освободиться друг от друга, потому что окончательная победа Гарри обернется поражением для них обоих.
Рон видит то, от чего отворачивается Гарри, для которого главное – поставить на своем. Есть там или нет чувства – больше не имеет значения, потому что они все равно вытеснены на второй план. На первом – жажда обладания, а это не любовь.
Все, что делает Рон, он делает из любви. Не к Драко – к Гарри! Потому что нельзя. Потому что видеть, что лучший друг может стать убийцей, и ничего не предпринимать – неправильно. Невозможно!
Он и операцию затевает столько же ради Драко, сколько ради Гарри – достаточно вспомнить сцену драки у бара, где для Рона главное Гарри “удержать и не покалечить”. Гарри значит для Рона очень и очень много – вплоть до сцены допроса. А может, и после него. Рон – верный парень.
И, кстати, Драко это чует.
Рон убежден, что в сложившихся обстоятельствах у Гарри и Драко ничего не выйдет, знает, почему, и знает, что надо делать.
А также знает, что за убеждения надо платить.
И платит.
Не колеблясь.
В прямом смысле – наличными, отдавая практически все, что имел.
И в переносном – разорванными связями, потерями, одиночеством...
“Высокая плата?” – “Смешная цена!”
Потому что это – цена человечности. Это плата за то, чтобы не чувствовать себя сволочью. И не только себя. Может быть, главное в том, что делает Рон, – это то, что он не позволяет другу скатиться ниже, чем тот уже успел.
Ликвидировав соблазн.
Мы не знаем, понял ли Гарри. Мы можем только надеяться.
Дальше – не про него. Линия Драко-Гарри себя исчерпала.

Линия Драко – Рон – состоявшееся и свободное. Здесь тоже нет обязательной связи, но свобода – непременное условие. Бумеранг возвращается, если его бросишь. Чтобы к тебе вернулись – надо отпустить.
Хотя с самых первых строк и до расставания в аэропорту ни у Рона, ни у Драко не возникает и мысли о любви.
Какая любовь, если Рон не знает, увидит ли он Малфоя когда-нибудь снова? И если увидит, то зачем? А Малфой, не пережевавший еще Поттера, – да он подавится любым намеком на отношения еще с кем-то, вздумай этот кто-то на что-то намекать.
А вот потом…
Мерли-и-ин… На самом деле, если вдуматься, почва для “потом” у этих двоих зыбкая-зыбкая.
Рон отпускает Драко в никуда. В неизвестность. Без каких-либо гарантий. Птицу из клетки, волка в лес. Сколько волка ни корми… – в общем, ясно. Рону, прежде всего. Ему ничего не светит, он ничего не ждет.
А Драко… Драко платит долги. Малфой прекрасно понимает, чем обязан Уизли. Жизнью.
Жизнью он и расплачивается. В Праге. Пытается расплатиться.
Для него это привычная валюта (мы же помним Гарри, да?) И то, что плата оборачивается даром, – это...
С одной стороны – это чистый бонус, ибо Драко не может знать, как отреагирует Рон, он готов к любому виражу (“могу уйти в гостиницу”) и Роново “Я приехал к тебе” (снова двусмысленное, несмотря на то, что понимается сразу и совершенно однозначно и Малфоем, и читателем ) для него – тоже подарок.
А с другой – это закономерное вознаграждение обоих.
Между прочим, очень показательно, что ни на Гриммо, ни в Хитроу Малфой ни о чем Рона не спрашивает. Он боится ответа. Он придумывает его сам – и продолжает додумывать следующие полтора года. “Не выход – но... лучший исход”. Который и осуществляется.

“Когда б вы знали, из какого сора...”
В “Сфере” любовь растет из жалости и признательности. Из осознания постфактум – кто они друг для друга и кем могли бы быть, и могли бы вообще или нет?
Я сознательно не касаюсь того, мужской это или женский подход, ибо он просто человеческий.

Огромная заслуга автора в том, что к пику повествования он подошел без романтической линии, и кульминация оказалась не чисто слэшной. На самом деле она – дженовая, но содержащая в себе завязку “другой истории”, которая, тем не менее, не выйдет за рамки фика, но будет уложена автором в великолепную, негромкую и емкую метафору – в то, что и требовалось для развязки: “Не знаю, когда я перестал задаваться вопросом, любит ли он меня. Но это произошло задолго до того, как волосы, которые я снимаю с его расчески (потому что он упорно не делает этого сам), из платиновых стали белыми”.

Есть и третья линия: Гарри – Рон. Она не слэшная, но для сюжета не менее важная. Ибо именно она показывает, что свобода – воздух не только для любви, но и для дружбы. Там, где другу отведено место в свите – и не более, дружбе тоже делать нечего. И она закономерно не выдерживает испытания на прочность.


Герои

В мини практически невозможно прописать все предшествующие эпизоду и последующие обстоятельства. Но – только не в этом. Что и откуда берется, в “Сфере” предельно ясно. Ибо, во-первых, фик опирается на канон, а во-вторых, авторское видение тоже выводится из канона. Кроме одного: ориентации Гарри. Но это – в заданной системе координат, это просто надо принять (или не принимать – но тогда великолепный текст пройдет мимо).

Гарри – отчасти “персонифицированное сюжетное обстоятельство” (Бахтин). Такой Гарри просто-напросто нужен для сюжета (иначе от кого Малфою сбегать?). Но основания для авторского видения именно такого персонажа есть в каноне, в котором Гарри не у кого было научиться любви.
Дурсли ломали Гарри одиннадцать лет – что удивительного в том, что теперь он считает себя вправе ломать Драко?
Им распоряжались, просто ставя перед фактами и заставляя принимать их… как магловские антибиотики. А теперь он распоряжается сам. Заботится, как умеет. О своей добыче, награде... собственности.
Ах да – и его профессия, разумеется. Аврорская выучка. Сосредоточенная в его руках власть. И проблемы с контролем, известные еще с канона...

Рон – каноничен до боли. Тот самый не изменившийся с первого курса Рон, жертвующий собой, когда не видит иного выхода. Чуткий, внимательный, проницательный, умный, имеющий убеждения и готовый отстаивать их делом. Игрок, между прочим. Рисковый. И тоже аврор. Как Гарри. Нет – как он сам.
Рон не философ, он не может обосновать свои действия, он не сумел бы ничего доказать ни Гарри, ни собственной жене, вступи он с ними в спор… Он и не вступает. Все, что он знает, – “так нельзя”. Но это он знает твердо – недаром эта его мысль в тексте повторяется трижды. И трижды же – в сценах на Гриммо и в аэропорту Драко смотрит на Рона – “не отводя от меня глаз”, “дико на меня глянул”, “Просто смотрел мне в глаза, не отрываясь”.
Пытаясь понять.
Автор так и не скажет, что понял Драко тогда – и что пытался понять последующие полтора года. Автор предоставит догадываться, разбрасывая по тексту ненавязчивые намеки.
Вот как там в отношениях? Ориентация Гарри заявлена сразу и прямо. Малфой? Может – да, а может, и вынужденно. (“Я, может, и забыл о чести, телом выкупая себе жизнь”). А Рон? Помните сцену допроса? (“Как они копались в моих сексуальных предпочтениях и связях… Хорошо хоть с Малфоем у меня ничего не было”.) Хм-м... Похоже, что и это предлагается понимать “в меру испорченности...”
Рон – вплоть до слов “Я приехал к тебе” не понимающий, что именно он сказал и что из этого следует! И при этом – ведущий! Ибо расчищать пути к сближению, делать последний шаг – как был сделан и первый – это его прерогатива и привилегия. Выяснение отношений между ними в пражской квартире обнажает обоих – и Драко, подготавливающего почву, но не желающего говорить об этом прямо и злящегося, когда он вынужден это сделать; и Рона, который скажет прямо в лицо все что угодно – и только потом поймет, что сказал. Он – Уизли, угу)))
Но лед – тает.
И, кстати, о льде. Лед, тающий в серых глазах – штамп, правда? Но только не тогда, когда рядом с сероглазым Малфоем – рыжеволосый Рон (между строк – но так отчетливо видимый). И на штамп как-то сразу... ну вы поняли.

Драко – на первый взгляд, жалок. Приглядевшись (вслед за Роном) обнаруживаем невероятную живучесть (какой он хорек? Будь он анимагом – превращался бы в ящерку!), изобретательность, воображение (представляю, что он навоображал себе за полтора года!), приспособляемость (впрочем, это из канона), несгибаемость, неожиданную деликатность...
Драко из “Сферы” заставил меня забыть то, что я думала о Драко из канона. По-моему, этого достаточно.

О героях “Сферы” можно говорить долго. Я добавлю только то, что любимые герои автора вычисляются на раз – и авторская любовь жестока, нежна и заразительна.


С чем решительно не согласна

С Гарри.
Да – я могу представить его таким. Допустить – ибо предпосылки были. Но не согласиться.
Однако этот Гарри в этом тексте вписан в систему координат – в такую штуку, которую либо принимаешь, либо нет; но если принимаешь – то целиком.
И с гриффиндорцами – такими, какими они показаны здесь. “Кто не с нами – тот против нас” – вряд ли в каноне есть основания приписывать такой подход всем гриффиндорцам (“старые знакомые шарахались от меня, как от зачумленного”). Я не верю в Гермиону, бросившую Рона, это сюжетный ход, да, – но это не в ее характере. Впрочем, это тоже в системе координат, и характеру, выписанному в рамках фика, ее поступок не противоречит. Каноническая Гермиона не ушла бы с Гриммо, зная, что ее присутствие сдерживает Гарри. Вот в увольнение, пожалуй, верю. И очень верю в Рона (“Не думаю, что родители позволили бы мне сдохнуть с голоду, но это я сейчас так не думаю. Тогда это мне казалось более чем вероятным”), в то, что этот гриффиндорский придурок обвинял себя сам почище всех прочих.
А за Чарли могу только спасибо сказать))


Язык

В тексте нет ничего лишнего. Но все необходимое – есть.
Там есть коротенький, но исчерпывающий диалог:
“- Брехня, - сказал Забини.
И так он это сказал, ничего не доказывая и не объясняя, что я понял – действительно, брехня”.
Вот так же и “Сфера” – не доказывает и не объясняет, но все читается, как в строчках, так и между строк.
Характеристики героев вытекают из их действий и разговоров. Зачем описывать подробно состояние Драко при встрече с Роном, его неуверенность, если достаточно послушать, какую чушь он несет! О Праге (“Вот, смотри, – он подошел к окну и поманил меня к себе, – эта улица упирается в старое еврейское кладбище. Там Бен Бецалель похоронен, между прочим. А если пройти по ней в другую сторону и свернуть налево на первом же перекрестке, то выйдешь прямо на Старомнестске намнести”) – только не о том главном, что занимает в это время все его мысли. Вспоминает об обязанностях хозяина (“Впрочем, я тебя, кажется, утомил разговорами, – светским тоном продолжил он, – а ты, верно, хочешь отдохнуть с дороги. Пойдем, я покажу тебе твою комнату. Примешь душ, переоденешься, и можно будет сходить поужинать. На первом этаже дома напротив есть чудесный семейный ресторанчик. Помимо печена вепрева колена и гуляша с кнедликами можно получить хорошо приготовленные овощи и рыбу, а это здесь нечасто встретишь”), когда спросить хочет только об одном: “Я не в любовники тебе набиваюсь” – и получить наконец ответ: “Я приехал к тебе”.
Напряженность, раздраженность, насмешливый светский тон и резкость, и прямая грубость – что еще надо, чтобы понять, что это – признание?
Перемену в Малфое при этом ответе автор показывает одним-единственным эпитетом: “мягко сказал”.
И мы понимаем, что прошедшие полтора года Малфой готовился к этому обмену репликами. С того момента, когда увидел Уизли на пороге дома на Гриммо. С той минуты, когда смотрел на него и не мог понять – и пытался понять все эти полтора года. И надеялся, что понял правильно. В то время когда до самого Рона еще не дошло. И это тоже правильно.
Великолепная находка – несоответствие квартиры, вида за окном – и обстановки: “...Мощеная мостовая, фасады домов, покрытые причудливым каменным орнаментом, сводчатые окна и красные черепичные крыши с бесчисленными башенками… И пытался соотнести это с внутренним убранством квартиры. Стекло, кожа, металл. Потайные светильники в потолке. Выложенная темной плиткой барная стойка”. Внешне Малфой-младший – копия старшего, но внутри? И насколько же точные характеристики: стекло, кожа, металл – хрупкость, гибкость, прочность...

И знаете еще что? В фике о любви слово “любит” встречается ровно один (1) раз. В финале. И еще трижды – “любовник”. Я считала. Правда, здорово?

И я снова аплодирую автору за метафору, которой в финале описано классическое “жили долго и счастливо”.


Игры с названием

Сфера разрушения – магический артефакт с определенными свойствами.
А еще (прежде всего, с самого начала и до конца) сфера разрушения – это та самая несвобода, в которой нет места любви... а та, что есть, может быть только разрушительной.
Примечательно, что сфера-артефакт появляется лишь в конце текста. Как гарантия свободы – в которой только и может произрастать любовь созидающая.


Автор

Простите, если вычитано не то, что было написано))))
Для меня знаки сложились так.
И это – не все.
Каждое новое прочтение открывает новые грани.


февраль 2017  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728

январь 2017  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

...календарь 2004-2017...
...события фэндома...
...дни рождения...

Запретная секция
Ник:
Пароль:



...регистрация...
...напомнить пароль...

Законченные фики
2017.02.27
Лабиринт Снов. Часть первая [3] (Произведения Дж. Р. Р. Толкина)


2017.02.27
Лабиринт снов. Часть вторая [9] (Произведения Дж. Р. Р. Толкина)



Продолжения
2017.02.28 04:15:20
Цыганская звезда [1] (Гарри Поттер)


2017.02.27 23:05:17
Первая помощь и её последствия [16] ()


2017.02.27 01:31:12
Быть Северусом Снейпом [185] (Гарри Поттер)


2017.02.26 22:09:43
Правила ухода за подростками-магами [14] (Гарри Поттер)


2017.02.26 21:30:38
Зимняя сказка [0] (Гарри Поттер)


2017.02.26 09:30:22
Скрипичный ключ [1] (Шерлок Холмс)


2017.02.25 18:23:45
Глюки. Возвращение [235] (Оригинальные произведения)


2017.02.25 15:08:32
Своя цена [12] (Гарри Поттер)


2017.02.24 14:16:41
Переломный момент [1] (Призрак Оперы)


2017.02.21 15:42:13
Обреченные быть [2] (Гарри Поттер)


2017.02.21 09:24:13
Возрождение Феникса [11] (Гарри Поттер)


2017.02.20 15:07:52
Точка бифуркации [0] (Шерлок Холмс)


2017.02.18 23:03:22
Так близко [38] (Гарри Поттер)


2017.02.18 20:23:39
Camerado [6] (Гарри Поттер)


2017.02.18 18:50:19
Полёт хищной птицы [1] (Оригинальные произведения)


2017.02.17 23:54:51
Слизеринские истории [123] (Гарри Поттер)


2017.02.16 23:17:01
Виктория (Ласточка и Ворон) [9] (Гарри Поттер)


2017.02.16 08:30:49
Игры разума [25] (Гарри Поттер)


2017.02.15 22:54:42
Рифмоплетение [5] (Оригинальные произведения)


2017.02.15 21:06:03
Просто быть рядом [39] (Гарри Поттер)


2017.02.14 17:45:12
Данстенбургское привидение [4] (Гарри Поттер)


2017.02.13 23:04:00
Право на поражение [3] (Гарри Поттер)


2017.02.12 18:20:04
Beyond [8] (Ван Хельсинг, Гарри Поттер)


2017.02.08 23:58:26
Один из нас [0] (Гарри Поттер)


2017.02.07 01:49:14
По ту сторону магии. Сила любви [1] (Гарри Поттер)


HARRY POTTER, characters, names, and all related indicia are trademarks of Warner Bros. © 2001 and J.K.Rowling.
SNAPETALES © v 9.0 2004-2017, by KAGERO ©.