Инфо: прочитай!
PDA-версия
Новости
Колонка редактора
Сказочники
Сказки про Г.Поттера
Сказки обо всем
Сказочные рисунки
Сказочное видео
Сказочные пaры
Сказочный поиск
Бета-сервис
Одну простую Сказку
Сказочные рецензии
В гостях у "Сказок.."
ТОП 10
Стонарики/драбблы
Конкурсы/вызовы
Канон: факты
Все о фиках
В помощь автору
Анекдоты [RSS]
Перловка
Гостевая
Ссылки и Партнеры
События фэндома
"Зеленый форум"
"Сказочное Кафе"
"Mythomania"
"Лаборатория..."
Хочешь добавить новый фик?

Улыбнись!

На первом курсе зареванная Гермиона сидит в туалете для девочек. Туда входит тролль, Гермиона прячется под раковину. Тролль останавливается и заявляет: "Всех грязнокровок надо отправлять на кухню работать с домовыми эльфами, не место им в школе!" Гермиона
выползает из-под раковины и, задыхаясь от негодования, говорит: "Да как... да как вы можете! У маглорожденных волшебников такие же способности, как и у чистокровных!" Они начинают спорить.
Через пять минут в туалет влетают Гарри и Рон и застают Гермиону и тролля яростно спорящими. Они прибалдевают, потом встают на сторону Гермионы и тоже начинают защищать грязнокровок.
Через десять минут прибегают Макгонагалл и Снейп с палочками наизготовку. Тролль оборачивается на них и огорченно изрекает: "Ну вот, опять модераторы приперлись!"

aska

Список фандомов

Гарри Поттер[18272]
Оригинальные произведения[1169]
Шерлок Холмс[706]
Сверхъестественное[446]
Блич[260]
Звездный Путь[246]
Мерлин[226]
Робин Гуд[217]
Доктор Кто?[208]
Место преступления[186]
Учитель-мафиози Реборн![182]
Белый крест[177]
Произведения Дж. Р. Р. Толкина[169]
Место преступления: Майами[156]
Звездные войны[131]
Звездные врата: Атлантида[119]
Нелюбимый[119]
Произведения А. и Б. Стругацких[102]



Список вызовов и конкурсов

Фандомная Битва - 2017[10]
Winter Temporary Fandom Combat 2017[26]
Фандомная Битва - 2016[26]
Winter Temporary Fandom Combat 2016[50]
Фандомный Гамак - 2015[4]
Британский флаг - 8[4]
Фандомная Битва - 2015[49]
Фандомная Битва - 2014[15]
I Believe - 2015[5]
Байки Жуткой Тыквы[1]
Следствие ведут...[0]



Немного статистики

На сайте:
- 12365 авторов
- 26934 фиков
- 8426 анекдотов
- 17065 перлов
- 639 драбблов

с 1.01.2004




Сказки...


Полет над Большой Совятней, или прогулки с Хедвиг по графоманским лесам...

Автор/-ы, переводчик/-и: Hedwig
Бета:нет
Рейтинг:G
Размер:мини
Пейринг:Хедвиг / читатели
Жанр:General
Отказ:Я не претендую ни на новизну, ни на прекрасность высказываемого. Я не являюсь дипломированным литературоведом или профессиональным литературным критиком. Тем не менее, диплом лингвиста и четырехлетний опыт работы в качестве переводчика и редактора дают мне основание надеяться, что эти мои соображения будут небезынтересны не только для меня.
Фандом:Немного о стилистике, грамматике и подобных вещах
Аннотация:Мне хотелось бы поговорить не о грамматических (и примыкающих к ним мелких стилистических) ошибках и не о глобальных вопросах фикрайтерства (типа выбора пэйринга, прописывания героев, продумывания сюжета и композиции и т.п.). Возможно, впрочем, что и то, и другое в процессе повылезает... А поговорить хочется о паре моментов, связанных с построением текста, в первую очередь, на уровне выше предложения. О моментах, которые стали своего рода маленькими «открытиями» для меня - и, возможно, будут небезынтересны для других.

Комментарии:
Каталог:нет
Предупреждения:нет
Статус:Закончен
Выложен:до июля 2004 года (последнее обновление: 2005.01.07)
 открыть весь фик для сохранения в отдельном окне
 просмотреть/оставить комментарии [14]
 фик был просмотрен 10086 раз(-a)



Под перспективой я (если грубо) понимаю то, от чьего лица ведется повествование. Это скорее из области "глобального", но тут есть и несколько мелких, но важных моментов. К тому же стоит, ИМХО, определиться с терминами.

Итак, мне удалось накопать четыре значимых типа перспективы.

1. Повествование с активным автором. То есть, автор как личность явным образом в тексте присутствует, но не входит в число действующих лиц. Вспомните Чернышевского и его заигрывания с Проницательным Читателем. Или образ Автора в "Евгении Онегине".

Пример

В маленьком кафе у набережной сидел тощий белобрысый парень. По крайней мере, он сам называл себя парнем, а раз так, значит, у него имелись на то основания. Выглядел он, если уж пользоваться его терминологией, скорее на «дядьку». Дело клонилось к вечеру, пачка сигарет катастрофически заканчивалась, равно как и очередная чашка кофе – не берусь сказать, какая по счету...

Вообще-то, конечно, ничего особенного. Мало ли кто может сидеть весенним вечером, на редкость промозглым, если уж на то пошло, в маленьком кафе на набережной. Особенно учитывая, что небо, кажется, в очередной раз обиделось на несчастных питерцев и вот-вот разразится ливнем, а то и грозой. Нет, господа хорошие, может быть, кто-нибудь из вас и любит выезжать в такую погоду за город на пикник, но лично я получаю гораздо больше удовольствия от сидения под крышей, в тепле и желательно с чашкой чего-нибудь горячего.


2. Повествование с пассивным автором (объективное третье лицо). Автор себя не проявляет (то есть, не вступает в диалоги с читателем и не навязывает ему собственные взгляды в явной форме), герои показаны "со стороны". "Три мушкетера" - достаточно к этому близки... Хотя в чистом виде, насколько я могу судить, есть только в коротких рассказах или в сочетании с другой перспективой. Впрочем, степень объективности - это явным образом континуальная шкала...

Пример

Всю весну Малфой-младший не давал покоя бедным влюбленным. Он грозил доносом, наблюдал и требовал подарков; и ему все было мало, и, в конце концов, он стал поговаривать о золотом котле. И что же? Пришлось пообещать котел.

На Рождество ученики разъехались по домам, но вредный Драко остался в школе, потому что знал, что и Гермиона остается. Учеников сажали за стол преподавателей. И вот однажды, когда на обед подали шницель, Драко вдруг хихикнул, подмигнул Снейпу и спросил:

- А, может, все-таки сказать?

Снейп не мог покраснеть по определению, поэтому побелел и вместо шницеля съел салфетку. Гермиона же вскочила с места и выбежала из Большого Зала.


(Таня Геллер&Alastriona "Злой мальчик")


3. Повествование от первого лица. Рассказчик является действующим лицом произведения. Чаще всего - главным, но необязательно (вспомним Ватсона или Гастингса).

Пример

Я была уже настолько перемазана его кровью, что не было смысла волноваться из-за каких-то там пятен. Опустившись на корточки, я рассмотрела орудие убийства. Кинжал был красивый, похоже, старинный. Почему преступник не вытащил его? Приметная вещь, улика… Да и стоит такая музейная редкость, надо полагать, недешево, чтобы запросто ее лишаться. Впрочем, ножны, болтавшиеся на поясе юноши, наводили на мысль, что кинжал, возможно, ему и принадлежал. Может, сам закололся, как Ромео, из-за несчастной любви, например? Вполне нормальная версия, вот только удар нанесен, к сожалению, в спину… Впрочем, при определенной гибкости…

-- И за что же вы его так… мисс Грейнджер, если не ошибаюсь?
Голос раздался прямо из-за спины. Этакий тихий, вкрадчивый голос. Вроде как бархатный, а в то же время царапает, как наждак. Только что поляна была совершенно безлюдна… Кто же здесь?

Ну да, конечно. Рядом со мной возвышался собственной персоной Люциус Малфой.

Небось, сам беднягу и укокошил, а теперь стоит тут, издевается… Не стану я перед ним оправдываться!


(Seva "Если бы ГП писала Донцова")


4. Повествование с точки зрения конкретного персонажа (субъективное третье лицо). Первое лицо не используется - и стиль повествования нейтральный, может не соответствовать речевым характеристикам персонажа. При этом читатель не может знать больше, чем персонаж в фокусе (скажем, читать мысли других персонажей, если "главный" не владеет телепатией) - плюс еще ряд ограничений, общих для этой перспективы и повествования от первого лица.

Пример

Голова не унималась с самого утра. От тупой, тянущей боли не помогало ни одно зелье. Отчаявшись, он отыскал в шкафу купленный по случаю пузырек с магловским аспирином. Бросил в стакан воды сразу три таблетки. Кривясь, проглотил солоноватую шипучую жидкость. Вскоре к головной боли добавилась сильная изжога... Он выругался, бросил остатки лекарства в камин и начал варить желудочный эликсир. Помогла бы, наверное, возможность выспаться - желательно часов пятнадцать, желательно погуляв перед этим на свежем воздухе... Но он уже не помнил, когда в последний раз мог позволить себе такую роскошь.

К вечеру Мастер Зелий был готов обменять собственную голову на любой оловянный котел. С доплатой. При условии, разумеется, что с этим котлом не будет работать мистер Лонгботтом.

Подойдя к столу преподавателей, он сразу заметил два новых лица. Впрочем, одно из них было ему прекрасно знакомо. Более чем...

- А вот и профессор Снейп! - Высокий, надтреснутый голос Дамблдора дрелью впился в висок, и он еле сдержался, чтобы не поморщиться.



===============================================

В связи с перспективой хочется отметить несколько моментов.

1. О субъективности при повествовании от первого лица.

Понятно, что рассказчик не видит сквозь стены и не читает мыслей. Менее очевидным является факт, что он не может описывать себя со стороны, а также давать себе объективную оценку.

Приведу пример из Кассиля, где это обыгрывается (Леля занимается самолюбованием)

Потом я лег на крышу и стал переживать. Надо мной насвистывал вахтенный
скворец. Одинокий и гордый, я плыл в Швамбранию, и день, как корабль,
подплывал к вечеру.


Увы, в фиках (как русских, так и английских) мне не раз встречались на полном серьезе написанные фразы типа "я побледнел как смерть" или "я грациозно облокотилась на перила"...

Поясню.

"Побледнел как смерть" - это ВНЕШНЕЕ описание. Во-первых, без зеркала ты не увидишь, как бледнеешь сам, а во-вторых - тут используется


2. О смене перспективы.

Опять же, достаточно четко видны случаи, когда третье лицо сменяется первым или одно первое - другим. Тут проблем нет.

Проблемы (по крайней мере, я с этим столкнулась) возникают с субъективным третьим лицом - в том случае если автор (как я) имеет грешок часто менять перспективу - т.е. скакать от одного персонажа к другому.

Приведу пример, как НЕ НАДО делать. Слэшами (///) показана смена перспективы, которая никак не отмечена в тексте.


- Насчет чужих судеб... - Джо решила не рисковать в этот раз с бровями и просто склонила голову набок. - Это комплимент или обвинение?

- Это констатация факта, - он вздохнул. - Сегодня я понял, наконец, сколько вы изменили за эти полгода. Возможно, еще через полгода пойму, зачем вам это нужно...

- Возможно, самым большим вашим достижением будет, если года через два вы поймете, что я ничего не меняла. Он сидел внутри вас все это время, я просто дала ему шанс высунуть нос наружу...

- Кто сидел?

////////// - Ну... Назовем его Стив, - он вздрогнул. - Тот мальчишка, который умел смеяться и любил яблочный пирог... Вы позволите? - как всегда не дожидаясь ответа, она запустила руку в котелок и сунула в рот сразу две ягоды. На ее лице появилось выражение полного блаженства. - Красота! Еще бы лето... И можно было бы лезть на крышу! - его приподнятая бровь вызвала очередную попытку собезьянничать. (...)

Решение пришло неожиданно.

- Что ж... С вас черешня, с меня крыша! - он встал. - Идемте!



Такие вещи, может, сходу и не заметят, но это может здорово дезориентировать читателя - плюс откладывается на подкорке ощущение, что "что-то режет глаз"...

TBC

3. Субъективность автора

Вот тут я на скользкой почве, потому что сама почти не пробовала писать "от активного автора", так что тут только общие раздумья. Автор, конечно, не персонаж, ему сверху виднее, но - опять-таки, далеко не всегда уместно при такой перспективе раскрывать мысли и чувства персонажей. Уж если играем в Peeping Tom, то давайте играть честно.

Если понятно, о чем я... :)


========================================

Именование персонажей: общая лексика

Пример

Северус Снейп сидел в своем кабинете и читал сочинения третьего курса. Неожиданно в кабинет постучали. Мужчина встал из-за стола и открыл дверь.


Режет? Мне - да.

Насколько я могу судить, общая лексика такого уровня (человек, мужчина) может применяться, в основном, в трех случаях.

1. Ввод нового персонажа

Дверь открылась, и на пороге появился высокий мужчина в черной мантии.


2. Генерализация

Человеку свойственно ошибаться


3. Фокус на признаке

Они надолго замолчали. Гриффиндорец не вытерпел первым:

- Как ты мог?! - взревел Блэк.


Тут подчеркивается, что Блэк (понятно, в разговоре со Снейпом) прервал молчание первым именно в силу гриффиндорского темперамента. Уж простите за корявый пример - сконструирован с налету.
Именование персонажей: личные имена

Помните, в школе нас учили, что в сочинении НЕЛЬЗЯ называть Пушкина "Александр Сергеевич"?

Пример 1. Объективное третье лицо.

Герми встала и схватилась за голову.

Абсолютно не допустимо использовать уменьшительные имена с оттенком интимности, ласкательности и т.п. То есть, Гарри - нормально, а Герми - нет.


Пример 2. Субъективное третье лицо

Гарри Поттер был зол на Снейпа. Не далее как вчера Северус заставил его три часа скоблить котлы.

Если Снейп для Гарри на данный момент не более чем ненавистный профессор, именование по имени недопустимо.
...на главную...


декабрь 2017  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

ноябрь 2017  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

...календарь 2004-2017...
...события фэндома...
...дни рождения...

Запретная секция
Ник:
Пароль:



...регистрация...
...напомнить пароль...

Продолжения
2017.12.18 19:06:14
Страсти по Арке [7] (Гарри Поттер)


2017.12.17 18:50:09
Смерти нет [1] (Гарри Поттер)


2017.12.17 13:27:00
Фейри [0] (Шерлок Холмс)


2017.12.16 21:43:20
Разум и чувства [0] (Шерлок Холмс)


2017.12.16 15:30:13
Вопрос времени [0] (Гарри Поттер)


2017.12.16 15:29:52
Бывших жен не бывает [0] (Гарри Поттер)


2017.12.16 14:51:20
Последнее пророчество [11] (Тор)


2017.12.14 20:51:36
Life is... Strange [0] (Шерлок Холмс)


2017.12.14 17:26:21
Бабочка и Орфей [1] (Оригинальные произведения, Фэнтези)


2017.12.14 10:30:33
Самая сильная магия [5] (Гарри Поттер)


2017.12.11 19:33:38
Добрый и щедрый человек [2] (Гарри Поттер)


2017.12.10 13:14:38
Слизеринские истории [129] (Гарри Поттер)


2017.12.08 20:47:36
Лёд [2] (Произведения Дж. Р. Р. Толкина)


2017.12.07 19:24:14
Своя цена [16] (Гарри Поттер)


2017.12.06 20:12:58
Десять сыновей Морлы [42] (Оригинальные произведения)


2017.12.06 19:31:18
Обреченные быть [6] (Гарри Поттер)


2017.12.06 09:51:00
Ненаписанное будущее [12] (Гарри Поттер)


2017.11.30 09:53:59
Место для воинов [14] (Гарри Поттер)


2017.11.29 01:18:05
Встречи с людьми (и прочими штуками) [0] (Доктор Кто?, Научная фантастика)


2017.11.28 17:33:10
Дорожки [12] (Гарри Поттер)


2017.11.24 23:51:40
Правнучка бабы яги. Кристаллы воспоминаний [13] (Гарри Поттер)


2017.11.24 00:11:52
Сказки Хогвартского леса [19] (Гарри Поттер)


2017.11.23 23:16:37
Просто быть рядом [40] (Гарри Поттер)


2017.11.22 01:07:15
Дама с Горностаем. [7] (Гарри Поттер)


2017.11.21 18:53:45
Быть женщиной [5] ()


HARRY POTTER, characters, names, and all related indicia are trademarks of Warner Bros. © 2001 and J.K.Rowling.
SNAPETALES © v 9.0 2004-2017, by KAGERO ©.